Сегодня стартует вторая часть моей «Истории Российского государства» - художественная. Собственно, главная новизна проекта заключается в «стереоэффекте»: совмещении документального рассказа об истории страны с беллетристическим.
В «историческом» томе – только сухие факты; в «художественном» - фантазирование вокруг этих фактов.
С какой книги начинать, беллетристической или документальной, в общем-то неважно. Кто-то сначала прочтет повести, а потом захочет узнать, что в них сказка, а что быль. Кто-то же предпочтет на первом этапе освоиться в древнерусском историческом пространстве и лишь после этого посмотреть, какими людьми и событиями заселяет его авторское воображение. (Конечно, найдутся люди, кто не захочет, не заинтересуется, дальше читать не станет, но не буду думать о грустном).
Во всяком случае, получить ясное представление о смысле и качестве проекта «ИРГ» смогут лишь те, кто осилит обе его половины.
Расскажу про книгу «Огненный перст».
Это сборник из трех повестей: большой, маленькой и средней.
Действие первой, заглавной, происходит в середине IX века, когда русского государства еще нет. Жанр – приключенческий и даже почти что фэнтези. Про события этой эпохи известно столь мало и знания эти так недостоверны, что историку-беллетристу полное раздолье: выдумывай что хочешь. Вот я и разгулялся.
Главный герой – византийский лазутчик, этакий суперагент, обладающий почти сверхъестественными способностями. То ли Джеймс Бонд, то ли дон Румата. Он путешествует по огромной равнине, где живут язычники-славяне, еще более дикие пришельцы с севера – варяги и совсем уж звероподобные степные разбойники.
Разница в уровне цивилизаций огромна. Здесь – идолы и человеческие жертвоприношения, суровые нравы, борьба за выживание; в Византии – академии, телеграф, огнеметы, многоэтажные дома. (Уже предвкушаю, как от такого контраста взбеленятся певцы древнего славянства, для кого и Карамзин с Соловьевым – русофобы).
События второй повести «Плевок дьявола» относятся к середине XI века. Как всё изменилось за двести лет! Богатый, процветающий Киев соперничает с Константинополем, обветшавшая Византия заискивает перед северной державой.
Главная героиня – омерзительное чудовище. Вам она, я думаю, понравится.
Третья повесть, «Князь Клюква», перенесет вас в начало XIII века. Русь раздроблена и слаба, Византия и вовсе повержена в прах. В воздухе тревожный запах страшных и великих перемен. В центре действия – властитель маленького, бедного княжества, находящегося в опасной близости от Дикой Степи. Жизнь у юного князя трудная, но интересная.
В повести важную роль играет поразительная новинка «боевой техники» – непробиваемый стрелами латный доспех.
Впрочем, главное место в сюжете занимает не война, а любовь - невозможная, безнадежная, но, по-моему, очень красивая.
А впрочем, все три повести про любовь, только разную. В этом – основное отличие беллетристической линии «ИРГ» от документальной. Там всё больше про победы и поражения; здесь же - сага о том, как люди тысячу лет любили друг друга, благодаря чему жизнь не прекратилась, род не пресекся, и теперь тут живем мы с вами.
Расположенная справа иконка «Огненный перст» теперь активирована. Через нее, как и через иконку "История Российского государства" можно купить книгу в разных видах: бумажном, электронном, звуковом.
В аудиоверсии повесть читают замечательные артисты: Борис Плотников, Алена Бабенко, Максим Суханов.
Ну вот. Следующий этап проекта – «Библиотека ИРГ»: лучшие художественные и нехудожественные тексты по истории Древней Руси (уже не мои, а более почтенных авторов). Но это в новом году.