В очередной фандоринской книжке, которая скоро выйдет, есть эпизод с ограблением поезда. Хотя сцена не очень большая, в процессе подготовки мне пришлось стать экспертом по данному вопросу. Я теперь точно знаю, сколько для такого высокотехнологичного предприятия нужно людей, как между ними распределить обязанности, в какой последовательности действовать, что делать обязательно и чего ни в коем случае не делать.
Так что если кому понадобится ограбить поезд с паровозом и почтовым вагоном, в котором перевозят золотые слитки или банковские мешки с купюрами – обращайтесь. Всё объясню.
Самое эффективное и гладкое железнодорожное ограбление произошло вовсе не на Диком Западе, как вы могли бы подумать, и даже не в Англии в 1963 году, а в нашей родной Российской империи (хотя не думаю, что это повод для гордости).
«Эффективным и гладким» я как эксперт называю ограбление, при котором:
1. Взят очень большой куш.
2. Все налетчики уцелели.
3. Они сумели воспользоватся добычей (это не так просто, как кажется).
4. И самое главное: налетчики остались на свободе и спокойно дожили до старости.
Участники описываемого ограбления мало того, что спокойно дожили до старости, но еще и…
Хотя нет, не буду забегать вперед. Это в Польше Безданская история хорошо известна, а у нас ее знают мало, поэтому оставлю самое интересное на конец.
Итак.
26 сентября 1908 года, на станции Безданы (сейчас – Бездонис), недалеко от Вильно, на почтовый вагон, в котором везли налоги, собранные в Привисленском крае (так называлась российская часть Польши), напала шайка экспроприаторов.
Часть из них дожидалась на станции, часть ехала в самом поезде. Всего грабителей было двадцать человек.
Действовали они по четкому плану, слаженно и быстро – потому что готовили операцию несколько недель.
Нейтрализовали станционных жандармов; отключили телефон и телеграф; когда охрана почтового вагона начала отстреливаться, бросили внутрь бомбу (один охранник погиб, пятеро были ранены). Подавив сопротивление, взорвали сейф динамитом.
И ушли, захватив 200 812 рублей и 61 копейку казенных денег – сумму, которая по золотому эквиваленту соответствовала бы сегодня примерно семи миллионам долларов.
Экспроприацию провела Польская социалистическая партия. У них там существовало правило, согласно которому каждый партиец, даже плюгавый очкарик или нежная девица, должны были непременно принять участие хотя бы в одной боевой акции.
И ограбление в Безданах организовали и провели не профессиональные боевики, а «политики»-интеллигенты в манишках и галстуках. Было там и четыре барышни.
Эта культурная публика сначала почитала книжки, подготовилась теоретически, потом перешла к практическим занятиям:
Учебник, по которому они осваивали обращение с "браунингом"
Ну а дальше всё сложилось по формуле «трудно в учении – легко в бою». У умных, обстоятельных панов с паненками всё получилось идеально.
Героическим борцам с русским царизмом рукоплескали все свободолюбивые поляки. Литовцы, кажется, обрадовались меньше. Дело в том, что похищенные деньги предназначались на строительство первого виленского трамвая. Не стало денег – рухнул и проект. Город Вильно остался жить с конкой.
Ладно, бог с ним, с виленским трамваем.
Самое интересное в Безданской экспроприации то, что она оказалась кузницей кадров почище кооператива «Озеро». В Польше эту операцию называют "Akcją czterech premierów", потому что четверо из участников впоследствии стали председателями польского правительства.
Посмотрите на них, таких почтенных и солидных. Никогда не подумаешь, что это бывшие подельники по гоп-стопу.
А всё потому, что у польской интеллигенции Чехова не было. Некому было им объяснить: «Через двести-триста, наконец, тысячу лет,— дело не в сроке,— настанет новая, счастливая жизнь. Участвовать в этой жизни мы не будем, конечно, но мы для нее живем теперь, работаем, ну, страдаем, мы творим ее — и в этом одном цель нашего бытия и, если хотите, наше счастье». Вот они и взялись строить новую жизнь сразу, не откладывая в долгий ящик. Неинтеллигентно взялись, но эффективно.
Знаю по опыту, что у нас тут есть любители во всем считывать скрытые смыслы и что не все умеют распознавать шутки.
Специально для таких:
1. Это не призыв к российской интеллигенции грабить ОАО «РЖД».
2. Про Чехова - это я не всерьез.